Остання редакція: 2019-07-02
Тези доповіді
ВЛИЯНИЕ ПОЛЗУЧЕСТИ НА ПРОЧНОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ
ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ
*Пальков И. А., Пальков С. А.,
АО «Турбоатом», Харьков, Украина
При длительном нагружении деталей турбин, эксплуатация которых протекает при повышенных температурах, возникают необратимые деформации, в результате чего напряжения могут изменяться во времени. Это явление изменения во времени деформаций и напряжений, возникающих при нагружении, называют ползучестью.
В практике эксплуатации турбомашин известно много случаев, когда за счет ползучести деформации деталей достигали таких величин, при которых нарушались условия нормальной эксплуатации агрегатов [1].
В работе представлена методика обработки и аппроксимации имеющихся в литературе экспериментальных кривых ползучести. Приведены результаты аппроксимации для сталей в соединении.
Излагаются результаты исследования напряженно-деформированного состояния и анализа контактного взаимодействия элементов паровой турбины при ползучести. При этом использовались стандартные комплексы на основе МКЭ, задача решалась в трехмерной постановке. Осуществлен анализ перераспределения напряжений в зоне разрушения, возникающих при взаимодействии элементов с течением времени.
Получена картина распределения напряжений и деформаций, указывающая на целесообразность решения задачи с учетом влияния деформаций ползучести. Анализ контактных давлений позволил качественно оценить степень нагрузки, приходящуюся на опорные площадки и объяснить образование трещин в рассматриваемом узле.
Литература
- Методические указания по расследованию причин повреждений деталей роторов паровых турбин электростанций: РД 153-34.1-17.424-2001. – М.: ОАО "ВТИ", 2002. – 82 с.